451 градус по Фаренгейту

Непроизвольно, но довольно своевременно и честно, моя память выхватила из кучи механического запоминания такое выражение: «Зачем ты носишь с собой столько книг? Во-первых, тебе тяжело, во-вторых, они должны храниться у тебя в голове, а не в этой сумке!»

И, довольно часто программируя меня на такой способ мышления, особенно перед отъездом куда-либо, мой дедушка оказался абсолютно прав. Доказательство  этому я нашла в этой скромной по объему, но  содержащей далеко не застенчивую философию, книге.

 


Для начала, причиной моего удивления, не испарившегося и после прочтения, стало время, которое описывается в произведении.  До  захоронения древнейших цивилизаций или после Третьей мировой войны в точечном будущем? Странно однако, но ни там, ни даже там.

 

1960 год – да кто бы мог подумать! Неужели 20 век ознаменовался  масштабным внедрением механических псов и пожарных, выполняющих антипод их сегодняшней работы?!

Нет… Возможно, это прием, художественная деталь, намек – понимай как хочешь, но умышленное гиперболизирование нашей реальности с акцентом на том, что истоки невежественности УЖЕ глубже, чем может казаться. Они зародились еще в прошлом веке. Я в этом почти уверена  — Рэй Брэдбери  мастер недоговорок. Тем более «всеми обожаемый тоталитарный режим»!

Чтобы ввести тебя  в курс дела, немного содержания. Мне лично вспомнился ринг гладиаторов. Эти кровавые бои на смерть – каждый новый день в этой книге. Ценность жизни – лишь туман, рассеивающийся в укомплектованном высокотехнологичном автомобиле, мчащимся с бешеной скоростью, или в «телевизорной гостиной», заглушающей все проблемы.

«Интеллектуальный» — это слово практически под запретом, а при наличии у людей хоть-какой-нибудь ничтожной доли литературы их дома беспощадно сжигаются, сами они подвергаются наказаниям и гонениям. Ведь «Мы все должны быть одинаковыми». «А книга – заряженное ружье в доме соседа», опасная вещь, заставляющая мыслить! «Сжечь ее! Разрядить ружье! Надо обуздать человеческий разум». «Нужна безмятежность… Прочь все, что рождает тревогу». К чему медлить? Зачем задерживать шипучий вальс урбанистических жизней? «Скорее к развязке!»

Честное слово, остается только упомянуть знаменитое античное римское:  «Panem et circenses»- «Хлеба и зрелищ!» — и осознаешь, что прогресс – игривый ироничный ребенок. Ничего не изменилось с 200 века до н.э. – все приобрело еще более печальный вид… «Сколько раз человек может погибать и все же оставаться в живых?» Это и предстоит выяснить отчаянному и отчаявшемуся пожарному, заставившему наконец свои извилины зашевелиться.

Кроме того, в этом произведении я отыскала свои мысли, что мне, откровенно говоря, немного польстило, а может и наоборот… Собственно, вот они: «Ее интересовало не то, как делается что-нибудь, а для чего и ПОЧЕМУ. А подобная любознательность опасна». Часто этим страдаю.

Р. Брэдбери открывает нам беспощадный мир, лишенный всяких ценностей и ответственности, наполненный безжалостными людьми, блеющими бессмысленные условности и отвергающими любые ранящие чувства, благородные истины. Вот эти существа, во всей красе! Но ничего еще не потеряно, т.к. « у человека есть одно замечательное свойство: если приходится все начинать сначала, он не отчаивается и не теряет мужества, ибо он знает, что это очень важно, что это стоит усилий»!

 

Н♣N (извините за ссылки, я их не устанавливала)

Обсудить у себя 1
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: